"Настоящий программист не использует интегрированную среду разработки, ведь ему вполне достаточно [вставьте сюда название любого текстового редактора] с некоторыми плагинами." Все мы когда-то слышали подобное утверждение. Хотя и сложно не согласиться с ним, следует признать, что интегрированная среда разработки все же может оказаться полезной в ряде случаев. Во-первых, ее проще настроить и использовать сразу же после установки. Кроме того, в ней проще начинать разработку проекта с нуля. Поэтому в данной статье я постараюсь привести список наиболее удобных интегрированных сред разработки с поддержкой языков программирования C/C++ для Linux. Почему я акцентирую внимание именно на языках C/C++? Скорее всего, потому, что C является моим любимым языком программирования, кроме того, нужно с чего-то начинать. Вам также следует учесть тот факт, что существует большое количество подходов к разработке кода на языке C, поэтому с целью сокращения списка в него были включены лишь "реальные интегрированные среды разработки", а не текстовые редакторы, такие, как GEdit или Vim с плагинами. Данные текстовые редакторы не являются плохой альтернативой интегрированных сред разработки по каким-либо причинам, тем не менее, в случае их рассмотрения список оказался бы слишком длинным.
Начнем с моего любимого программного продукта, а именно, Code::Blocks - простой и быстрой интегрированной среды разработки с поддержкой языков программирования C/C++. Как и в любой достойной интегрированной среде разработки, в ней реализованы подсветка синтаксиса, вкладки, механизмы автодополнения кода и управления проектами, а также интегрирован отладчик. Ее главным преимуществом является простая система плагинов, которая позволяет добавить поддержку таких незаменимых инструментов, как Valgrind и CppCheck, а также реализовать такие менее нужные функции, как мини-игра Тетрис. Мне же она нравится из-за главным образом из-за своего набора очевидных и удобных горячих клавиш, а также большого количества параметров конфигурации, которые могут пригодиться в тех или иных ситуациях.
Я помню о том, что собирался описывать лишь "реальные интегрированные среды разработки", а не текстовые редакторы с плагинами, при этом Eclipse как раз является "реальной интегрированной средой разработки". Но для программирования на языке C в Eclipse все же нужно установить небольшой плагин. Таким образом, я не противоречу сам себе. Кроме того, было бы невозможно создать список интегрированных сред разработки без упоминания такого монстра, как Eclipse. Нравится вам это или нет, Eclipse остается отличным инструментом для разработки программных продуктов на языке Java. А благодаря проекту CDT, данная интегрированная среда разработки может с успехом использоваться и для разработки программных продуктов на языках C/C++. Вы сможете пользоваться всеми возможностями Eclipse, включая такие традиционные возможности, как автодополнение кода, визуализация структуры кода, генерация кода и мощный рефакторинг. На мой взгляд, единственным недостатком данной интегрированной среды разработки по сравнению с Code::Blocks является тяжеловесность. Она является крайне тяжеловесной, поэтому для ее полной загрузки требуется некоторое время. Но если ваша машина может достаточно быстро работать с ней или же вы являетесь фанатом Eclipse, эта интегрированная среда разработки будет отличным выбором.
Geany является более гибкой, но менее функциональной противоположностью Eclipse. При этом отсутствующие функции (например, отладчик) с лихвой компенсируются небольшими полезными инструментами: полем для добавления заметок, механизмом создания проектов из шаблонов, полем визуализации структуры кода, настраиваемыми горячими клавишами, а также инструментом для управления плагинами. Все-таки, Geany скорее можно назвать мощным текстовым редактором, а не интегрированной средой разработки. Однако, я включил ее в данный список из-за легковесности и отлично спроектированного интерфейса.
Еще одним монстром является MonoDevelop - интегрированная среда разработки с уникальными пользовательскими качествами, обусловленными ее внешним видом и интерфейсом. Лично мне нравятся ее встроенные инструменты для управления проектами и работы с системой контроля версий. Ее система плагинов также впечатляет. Но, по какой-то причине, все ее параметры конфигурации, а также поддержка множества языков программирования смущают меня. Данная интегрированная среда разработки остается отличным инструментом, который я использовал много раз в прошлом, но все же не может претендовать на первое место в том случае, если речь идет о работе с "простым" языком программирования C.
Интегрированная среда разработки Anjuta, отлично интегрированная с окружением рабочего стола GNOME, может вызывать противоречивые чувства. Я привык считать ее расширенной версией Geany с поддержкой отладчика, причем ее интерфейс является более продуманным. Мне нравится ее система вкладок, предназначенная для переключения между списком проектов, списком директорий и областью визуализации структуры кода. При этом мне хотелось бы использовать некоторые дополнительные горячие клавиши для перемещения в рамках файла. В общем, это отличный инструмент, позволяющий изменять множество параметров компиляции и сборки проекта, который может удовлетворить нужны самого требовательного разработчика.
Я не очень хорошо знаком с интегрированной средой разработки Komodo Edit, но после работы с ней в течение нескольких дней, у меня остались лишь положительные впечатления. Во-первых, ее интерфейс навигации на основе вкладок является достаточно практичным в любых ситуациях. Удобная область визуализации структуры кода очень напоминает аналогичную область интегрированной среды разработки Sublime Text. Более того, система макросов и инструмент сравнения файлов делают интегрированную среду разработки Komodo Edit очень практичной. А библиотека плагинов делает ее практически идеальной. Я использовал слово "практически", так как используемые в ней горячие клавиши показались мне не такими удобными, как в других интегрированных средах разработки. Кроме того, я хотел бы увидеть более специализированные инструменты для работы с кодом C/C++, но этот недостаток свойственен практически всем популярным интегрированным средам разработки. В любом случае, это очень удобный программный продукт.
Как и в случае Eclipse, достаточно сложно игнорировать данный монструозный программный продукт. Благодаря наличию вкладок для навигации по файлам проекта, области визуализации структуры кода, механизма отслеживания истории изменений и множества дополнительных полезных инструментов, NetBeans может считаться самой функциональной интегрированной средой разработки из существующих. Но это достоинство может расцениваться и как ее недостаток, причем значительный. Несмотря на наличие множества полезных функций, я предпочитаю использовать программное обеспечение, поддерживающее плагины, так как сомневаюсь, что кому-либо может потребоваться поддержка систем контроля версий Git и Mercurial при разработке одного и того же проекта. Можете считать меня сумасшедшим. Но если вам хватит терпения для того, чтобы разобраться со всеми ее параметрами, вы, скорее всего, разберетесь с любой из интегрированных сред разработки для любой из платформ.
Интегрированная среда разработки KDevelop может быть отличным решением для всех фанатов окружения рабочего стола KDE. Она поддерживает огромное количество параметров конфигурации, которыми вы можете воспользоваться при необходимости. Можете считать мое мнение субъективным, но мне никогда не нравился ее интерфейс. Кроме того, я не смог использовать ее для выполнения реальной работы из-за того, что в редакторе кода используется чрезмерное количество различных параметров навигации и изменяемых горячих клавиш. Отладчик также поддерживает чрезмерное количество параметров, поэтому для продуктивной работы с ним требуется продолжительная практика. Однако, в вашем случае все затраты времени наверняка компенсируются гибкостью и мощностью данной интегрированной среды разработки. Кроме того, просто нельзя обойти вниманием отличную документацию, поставляемую в комплекте.
Наконец, последняя в списке, но не по значению интегрированная среда разработки CodeLite наглядно демонстрирует то, что вы можете использовать традиционную формулу и получить не ее основе что-либо самобытное. Ее интерфейс напомнил мне интерфейс интегрированных сред разработки Code::Blocks и Anjuta, при этом я был просто поражен ее богатой библиотекой плагинов. Если вам понадобится найти различия в файлах, добавить в файл исходного кода информацию об авторском праве, определить аббревиатуру или разместить свою работу в репозитории Git, для вас найдется подходящий плагин. Если говорить о мелочах, следует отметить, что в данной интегрированной среде разработки отсутствуют некоторые, по моему мнению, полезные горячие клавиши для навигации по коду, при этом я не могу найти каких-либо дополнительных недоработок.
Я надеюсь, что благодаря данному списку вы узнаете о новых интегрированных средах разработки с поддержкой вашего любимого языка программирования. Хотя Code::Blocks и остается моей любимой интегрированной средой разработки, даже при работе с ней иногда возникают значительные трудности. Также следует отметить, что мы рассмотрели далеко не все инструменты, облегчающие процесс разработки программных компонентов на языках C/C++ в Linux. Вы можете сообщить о своем любимом инструменте в разделе комментариев. Если же вы хотите, чтобы я описал интегрированные среды разработки с поддержкой других языков программирования в следующих статьях, вы также можете написать об этом в разделе комментариев.
По-умолчанию Обзор GNOME (Shell) отображает приложения двумя вариантами: «все», где все приложения перечислены в алфавитном порядке, и «часто используемые», где приложения отсортированы по частоте использования.
GNOME Shell поддерживает группировку приложений в папки, и есть две предопределённые папки, "Utilities" и "Sundry". Возможно, кто-то не знает, как создать собственные приложения папок. Давайте рассмотрим два способа достижения этого.
GNOME AppFolders Manager – это инструмент для создания и редактирования папок приложений в GNOME Shell.
Приложение довольно просто в использовании – в левой секции вы можете добавить, удалять и редактировать папки приложения, а в правой вы можете добавлять или удалять приложения из папок.
Когда вы добавите желаемые приложения в папку, кликните кнопку сохранения. На этом всё! Вот одна из папок приложений GNOME, которую я создал с помощью утилиты GNOME AppFolders Manager:
Чтобы установить GNOME AppFolders Manager в Ubuntu GNOME 16.04, 15.10 или 15.04 (приложение требует версии GNOME 3.12+, в то время как Ubuntu 14.04 использует GNOME 3.10), вы можете использовать основной PPA-репозиторий WebUpd8. Чтобы добавить его в вашу систему и установить приложение, используйте следующие команды:
sudo add-apt-repository ppa:nilarimogard/webupd8
sudo apt update
sudo apt install gnome-appfolders-manager
Пользователи Arch Linux могут установить GNOME AppFolders Manager через AUR.
Для других дистрибутивов Linux смотрите страницу установки приложения.
Учтите, что у меня инструкции ниже не заработали в Ubuntu 16.04 с GNOME 3.18 и GNOME Software 3.20 (ошибок не отображалось, но папка просто не создавалась). Это также не работало в Fedora 24 с GNOME 3.20, но работало в Fedora 22 с GNOME 3.16.
Также стоит отметить, что GNOME Software не доступен в официальных репозиториях для версий Ubuntu старше, чем 16.04. Поэтому для версий Ubuntu (и GNOME), где эта возможность не поддерживается, используйте приложение GNOME AppFolders Manager.
Если вы используете GNOME Software, вы можете легко добавить приложения в папки и создавать новые папки. Чтобы сделать это, запустите GNOME Software, переключитесь на вкладку установленных приложений и кликните кнопку выбора (вверху справа).
Затем выберите приложения, которые вы хотите добавить в папку, и кликните соответствующую кнопку:
И, наконец, просто выберите папку, в которую вы хотите добавить приложения, или кликните +, чтобы создать новую папку, и нажмите Добавить:
Точно также вы можете также удалять или перемещать приложения между папками.
Вот результат:
Организация Linux Foundation объявила о выпуске дистрибутива AGL UCB 2.0 (Automotive Grade Linux Unified Code Base), в рамках которого развивается универсальная платформа для использования в различных автомобильных подсистемах, от панелей приборов до автомобильных информационно-развлекательных систем. В разработке проекта участвуют такие компании, как Toyota, Ford, Nissan, Honda, Jaguar Land Rover, Mazda, Mitsubishi и Subaru.
В сеть утекла информация о новом смартфоне под управлением Ubuntu от компании Meizu, который получил кодовое имя Midori. Смартфон Meizu MX6 Ubuntu Edition предлагает выдающиеся аппаратные характеристики.
Активистам движения open-source в Болгарии, несмотря на сильное противодействие отдельных чиновников, удалось добиться принятия поправок в законодательство, согласно которым отныне подрядчики госзаказов обязаны публиковать в открытом доступе исходные коды всех программ, разработанных за бюджетные средства.
Проект ONLYOFFICE, в рамках которого развивается работающий в облаке набор офисных приложений, поддерживающий организацию совместной работы, опубликовал новую версию серверного решения - ONLYOFFICE Document Editors 4.0. Исходные тексты серверной и клиентской частей проекта распространяются под лицензией AGPLv3. В системе имеется поддержка популярных форматов докуменов, презентаций и электронных таблиц: DOC, DOCX, ODT, XLS, XLSX, PPT, PPTX, RTF, TXT, PDF, HTML, EPUB, XPS, DjVu , ODS, CSV, ODP;
Сделать это несложно, просмотрите короткую инструкцию и попробуйте сделать то же самое
Пользователи экспериментальной прослойки WSL ("Windows Subsystem for Linux"), намеченной для включения в основной состав Windows 10 в августовском обновлении, обнаружили, что её возможности значительно шире заявленных функций. Напомним, что прослойка WSL обеспечивает трансляцию системных вызовов Linux в системные вызовы Windows и позиционируется как средства для запуска консольных приложений Linux в Windows. Энтузиасты выяснили, что возможностей WSL уже вполне достаточно для запуска графических приложений, оконных менеджеров и целых рабочих столов.
Фонд Свободного ПО объявил о присвоении сертификата "Respect Your Freedom" 3D-принтеру LulzBot TAZ 6. Сертификат подтверждает соответствие устройства требованиям обеспечения приватности и свободы пользователей и даёт право использовать специальный логотип в связанных с продуктом материалах, подчёркивающий предоставление пользователю полного контроля над устройством.
В этой статье я покажу вам на своём опыте, что GNU/Linux и графические оболочки для него уже дозрели до уровня планшетов и вовсе не нужно бояться покупать трансформер\планшет только из-за того, что вы приверженный линуксоид. Здесь описывается сравнение и выбор оптимальной среды рабочего стола (далее DE) для планшета или трансформера, её установка и доработка для сенсорного управления.
Являясь обладателем небольшого (по современным меркам) телефона, 7" планшета и ноутбука, пришла мысль о замене устройств. После некоторого раздумия пришёл к выводам:
Вывод был один: трансформер – идеальный вариант.
Далее предстоял выбор трансформера: хотелось бы не просто планшет с подключаемой по Bluetooth клавиатурой, а полноценный мощный ноутбук с отсоединяемым экраном и дополнительными портами в док-станции. Мой долгий выбор пал на одну из моделей HP. О нём я рассказывать не буду, т. к. статья не про это (да и вообще получится реклама). Скажу лишь, что мне очень понравилась концепция модульности: у вас в руках мощный и лёгкий (900г) планшет, который при подключении в док-станцию приобретает настоящую клавиатуру, дополнительный жёсткий диск и становится ноутбуком, который может проработать 12 часов от 2х батарей. Паралельно со мной моей девушке понадобился ноутбук по учёбе, она хотела маленький и лёгкий, с flip форм-фактором (петли могут поворачиваться на 360°, откидывая клавиатуру за крышку и превращая ноутбук в планшет). Её выбор остановился на модели производства Dell.
Итак, у меня оказались на руках 2 устройства одного назначения, но абсолютно разного исполнения. На HP изначально была Windows 8, на Dell — 8.1. Обе системы были удалены после проверки работоспособности в магазине.
Всё должно быть предназначено для управления тачем, интерфейс должен быть единым и для ноутбука, и для планшета — такие концепции я поставил перед собой. Начитавшись в интернете про поддержку тачскрина разными DE, решил поставить Ubuntu из-за жестов. Жесты оказались действительно удобными, скролл пальцем есть, также для тача очень удобна широкая панель Unity (удобно листать и открывать приложения). На этом удобства закончились. Мелкие кнопки закрытия и сворачивания окна (развернуть можно жестом), невозможность пролистывания главного меню, неудобное скрытие панели (в портретной ориентации она занимает много места, а раскрыть её можно только жестом четыремя пальцами). Это меня не устраивало, к тому же я недолюбливаю Ubuntu. Поскольку Ubuntu c Unity я отбросил, а остальные известные DE с хоть какой-то поддержкой жестов можно поставить почти любой дистрибутив, был выбран ArchLinux из-за прошлого опыта (он стоит на всех моих устройствах).
Были установлены KDE4, XFCE и Gnome 3.
Тачскрин работал во всех DE из коробки, т. к. им управляет X-сервер (драйвер xf86-input-evdev устанавливается вместе с Xorg как зависимость в ArchLinux)
KDE:
плюсы:
минусы:
XFCE:
плюсы:
минусы:
Впрочем, XFCE ругать не за что, так как разработчики позиционируют её как в первую очередь как легковесная система для нетбуков, с чем XFCE справляется отлично.
Gnome 3:
плюсы:
Минусы:
Итак, возьмём за основу Archlinux с Gnome 3 и доработаем его.
Установку описывать не буду, всё есть по ссылке. Если хотите ускорить установку, сделайте так:
pacstrap /mnt grep sed filesystem shadow pacman screen nano mkinitcpio # ставим основню систему и всё нужное
genfstab -pU /mnt >> /mnt/etc/fstab # генерируем fstab
arch-chroot /mnt # переключаемся на нашу новую систему
screen -dm pacman -S —noconfirm base # запускаем установку остальной системы в фоне. Сюда можете добавить пакеты, которые вам нужны в новой системе
Далее делаете всё, что указано в статье на Wiki после пункта «Change root into the new system».
После основной настройки системы установим Gnome 3:
pacman -Sy gnome
systemctl enable gdm
systemctl start gdm
Начнём, собственно, адаптацию под планшет:
gsettings set org.gnome.desktop.a11y.mouse secondary-click-enabled "true"
gsettings set org.gnome.desktop.a11y.mouse secondary-click-time "0.6"
Вместо 0.6 можете подставить комфортное для вас время, после которого будет сделан клик правой мышью. Минус в том, что палец нужно держать идеально ровно все эти 0.6 секунд, поэтому этот фокус получается только с 2-3 раза. Нужна альтернатива.pacman -S xdotool xbindkeys
Чтобы узнать, как определяется у вас подэкранная кнопка, выполните:touch ~/.xbindkeysrc
xbindkeys -k
Запишем конфигурацию xbindkeys и добавим его в автозагрузку (вместо Super_r подставьте свой идентификатор кнопки, полученный из предыдущей команды):echo "\"env DISPLAY=:0 xdotool click 3\" Super_R" > ~/.xbindkeysrc
echo "[Desktop Entry]
Name=Xbindkeys
Exec=xbindkeys
Type=Application
Terminal=false" > /etc/xdg/autostart/xbindkeys.desktop
curl http://pastebin.com/raw.php?i=F2WJiEUC > /tmp/theme.patch
patch /usr/share/gnome-shell/theme/gnome-shell.css < /tmp/theme.patch
Получится примерно так:echo "[Unit]
Description=Fix touchscreen after resume
After=suspend.target
[Service]
Type=simple
ExecStart=env DISPLAY=:0 xinput enable 'ELAN Touchscreen'
[Install]
WantedBy=suspend.target" > /usr/lib/systemd/system/touchscreen-fix.service
systemctl enable touchscreen-fix
pacman -S python2 xorg-xrandr
curl http://pastebin.com/raw.php?i=nnecb7iA > /usr/bin/autorotate
chmod +x /usr/bin/autorotate
echo "[Desktop Entry]
Name=Autorotate
Exec=python2 /usr/bin/autorotate
Type=Application
Terminal=false" > /etc/xdg/autostart/autorotate.desktop
sed -i 's/^Exec/#Exec/g' /usr/share/dbus-1/services/org.gnome.Caribou.Daemon.service /usr/share/dbus-1/services/org.gnome.Caribou.Antler.service
pacman -S onboard
gsettings set org.onboard.auto-show enabled "true" # автопоказ клавиатуры при касании в поле ввода
gsettings set org.onboard.keyboard touch-feedback-enabled "true" # увеличение кнопок при нажатии
gsettings set org.onboard.window docking-enabled "true" # прикрепить клавиатуру к низу экрана
gsettings set org.onboard.window enable-inactive-transparency "true" # увеличение прозрачности при простое
gsettings set org.onboard.window force-to-top "true" # всегда на переднем плане
gsettings set org.onboard.window inactive-transparency "60.0" # прозрачность при простое
gsettings set org.onboard.window transparency "20.0" # общая прозрачность
gsettings set org.onboard.window transparent-background "true" # прозрачный фон
gsettings set org.onboard.window window-decoration "false" # отключить заголовок окна (где кнопки закрыть, свернуть, etc.)
gsettings set org.onboard layout "/usr/share/onboard/layouts/Compact.onboard" # раскладка
gsettings set org.onboard show-status-icon "true" # показывать иконку панели уведомлений
gsettings set org.onboard start-minimized "true" # запускать скрытой
echo "[Desktop Entry]
Name=Onboard-autostart
Exec=onboard
Type=Application
Terminal=false" > /etc/xdg/autostart/onboard.desktop
Теперь клавиатура будет появляться после клика в месте ввода. Это работает даже с мышью и тачпадом, поэтому если подразумевается такое использование планшета, выполните:gsettings set org.onboard.auto-show enabled "false"
Чтобы вручную открыть клавиатуру, достаточно свайпнуть вверх с нижнего края экрана и нажать на иконку Onboard.curl -O https://aur.archlinux.org/packages/gr/grub-holdshift/grub-holdshift.tar.gz
tar -xf grub-holdshift.tar.gz
cd grub-holdshift
makepkg -si
grub-mkconfig -o /boot/grub/grub.cfg
Теперь система готова для использования только тачскрином. Всё удобно, а главное, отлично адаптировано под формат планшета, при этом во время работы в режиме планшет+док-станция, отличий от обычного Gnome 3 вы почти не заметите.
Если вы приверженный линуксоид, и вы не покупаете планшет\трансформер только из-за того, что придётся отказаться от Linux — ничего подобного. Работать гораздо удобнее чем в Windows из-за, хотя бы, поддержки жестов в Gnome 3.
После обновления 3.16 в Gnome изменили дизайн трея, теперь это не панель, выдвигающаяся снизу экрана
(как же это было удобно на тачскрине), а маленькая панелька снизу слева, которая содержит только иконки
. Кстати, ей ещё и невозможно пользоваться на планшете (баг я зарепортил уже давно).
В итоге пользоваться клавиатурой стало трудно, иногда даже включал «плавающий значок при свёрнутом Onboard» в настройках. Это решается расширением, которое позволяет открыть клавиатуру свайпом вверх с нижнего края экрана.
Также пункт 6 утратил актуальность, теперь это также решается расширением. Если вы таки предпочитаете стоковую клавиатуру и вам не нравится, что она накладывается сверху на окна, можете воспользоваться этим.
Также можно немного облегчить жизнь в портретном режиме (при 1366x768 туда не влазит большинство заголовков окон), поставив это и вот это.